Резьба и роспись по дереву
На севере Монголии раскинулись богатые лесные угодья, по площади
примерно превышающие территорию вместе взятых Бельгии и Голландии.
Неудивительно, что в быту жителей этого края дерево издавна играло
большую роль. Его доступность, несложная техника обработки, легкость и
прочность деревянных предметов, удобных при кочевом образе жизни – все
это сделало дерево незаменимым материалом для производства многих
бытовых предметов. Из лиственницы делали мебель, из сосны – деревянные
части юрты, из кедра – музыкальные инструменты, из корня березы –
чашечки для кумыса. В дело шли и другие породы деревьев – вяз, кизил,
можжевельник. Резьбой и росписью по дереву раньше занимались только
мужчины, но сейчас среди мастеров встречаются и женщины. Резчики
по дереву – сийлбэрч делились на простых мастеров – мужан и
мастеров-художников – урчууд. Почти все они владели и техникой росписи
по дереву. Мастера росписи также делились на простых маляров – будагч и
живописцев – мутарлч. Обычно они обходились самыми простыми
инструментами: пилой, долотом, ножами, сверлами и т.п. Роспись,
нанесенная на деревянное изделие по трафарету, чаще всего представляет
собой сочетание разных орнаментов, имеющих благопожелательный смысл.
Символический характер орнамента нередко подчеркивался цветом. Монголы
особенно любят желтый, синий и красный цвета; они ассоциируются с
энергией и оптимизмом. | | | В монгольских храмах можно часто встретить резные деревянные элементы декора. Монголия. Монголы. Д.Иванов. 2006 | Деревянный домашний алтарь. Монголия. Монголы. 1830-е гг. |
|