Поиск

Вход на сайт

Календарь

«  Август 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 36

Мини-чат

200

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0




Пятница, 03.05.2024, 15:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Резьба и роспись по дереву
Главная | Регистрация | Вход
Главная » 2010 » Август » 13 » Резьба и роспись по дереву
18:16
Резьба и роспись по дереву
Резьба и роспись по дереву




Русские люди на севере и в средней полосе, на Урале и в Сибире издавна жили среди бескрайних лесов. Дерево - постоянный спутник русского человека. Лес всегда был верным другом русских людей, он кормил, он защищал от врагов, в лесу охотились, собирали ягоды, грибы, мед, рубили лес, отвоевывали места под пашни и пастбища. Дары леса сопровождали русского человека на протяжении всей жизни. Изба и сани, лубяная зыбка и деревянная игрушка, ложка и прялка- всё было сделано из дерева.


Дары леса сопровождали русского человека на протяжении всей жизни. Изба и сани, лубяная зыбка и деревянная игрушка, ложка и прялка - все было создано из дерева. Дерево украшало Русь теремами и деревянными храмами, избами и мельницами, колодцами, и, конечно, за долгие годы сложилось искусство резьбы и росписи по дереву.



Богаты и разнообразны традиции русского зодчества. Они складывались веками и имеют свои особенности в разных районах бескрайней России - на Севере и на Поволжье, в Сибири и на Урале. Резной была и украшающая дома резьба.

Северная изба высокая, часто двухэтажная, окна небольшие, он их много - пять или шесть - и все к солнцу тянутся, высоко от земли поднялись. Наличники, крыльцо, скаты кровель северных русских изб украшает строгий, но изящный геометрический орнамент. Сибирские дома просторные, часто их рубили из пихты или из кедра, во многих домах было три-четыре горницы. Особенно нарядны избы Нижегородского края, что на реке Волге. Они похожи на сказочные терема, сплошь покрытые затейливой резьбой. Здесь на Волге любили растительные орнаменты.

История возникновения абрамцевско-кудринской резьбы, хотя она тесно связана с путями развития русской культры конца XIX века и уходит своими корнями в традиции народного искусства. В своей усадьбе Абрамцево крупный капиталист и мещанин С.И. Мамонтов построил школу для крестьянских детей, а при ней столярную мастерскую, чтобы крестьянские дети обучались не только грамоте, но и ремеслу. Ученик этой школы Василий Ворносков позднее создал в родной деревне Кудрино школу- мастерскую для обучения детей крестьян резьбы по дереву, опирающийся на традиции новгородских народных мастеров.



Берестяную посуду с древнейших времен делали на всей территории России, но обрабатывали бересту и украшали изделие в каждой местности по-своему. Возникли отдельные районы, изделия из которых приобрели широкую известность. Это Вологодская и Вятская губернии на севере европейской части России, Западная Сибирь и Алтай. На Русском Севере брестяной промысел возник очень давно. Изделия отличались красивой отделкой и были украшены росписью, ажурной резьбой и тиснением.

Шемогодские изделия из бересты по праву считаются одними из самых лучших. Шемогодский центр берестяных изделий расположен в Вологодской области на реке Шемоксе, притоке Северной Двины, в двенадцати километрах от города Великого устюга, в деревнях Курово-Наволок, Погорелово, Красавиново, Павшино, Климяево и других. История берестяного промысла в здешних местах уходит в глубокую древность.




Изделия из дерева украшались резьбой и росписью. Известны разные виды росписи по дереву. Всемирную известность приобрело искусство хохломской росписи. Хохлома- это название старинного торгового села, куда привозили на продажу деревянную посуду. По имени этого села и стали называть промысел росписи нарядной золотистой посуды из дерева. Хохлома стала уникальным промыслом благодаря технике получения золотого цвета росписи без драгоценного металла. В хохломской росписи сочетаются красный и черный цвета с золотом фона. Растительный орнамент из различной формы цветов, листьев, плодов окружает округлые формы токарной посуды.

На Севере существовал другой вид росписи по дереву. В разных районах огромного северного края роспись была различной. Но и мезенская, пермогорская, борецкая росписи отличаются пышным растительным орнаментом на светлом фоне. В райских садах гуляют птицы, олени, жанровые сценки отличаются свободной композицией. Красный, желтый, зеленый цвета создают радостную картину. Декоративность живописи поддерживается яркостью цвета, обобщенностью рисунка. Ярусное построение плоскости рисунка,рисунок примитивен и условен.

Совершенно по-другому расписывается игрушка. Русская матрешка - наверное, сымый популярный русский национальный сувенир. Кажется, что матрешка пришла к нам из седой древности, из мира легенд и сказок. На самом деле этой деревянной куколке "всего" около ста лет. Много есть версий, как и когда родилась она, но доподлинно известно, что прообразом ее послужили ярко раскрашенные пасхальные яйца, которые издавна точили и росписывали русские мастера. Были они полыми внутри, в большее вкладывалось меньшее. Похожая игрушка была и в Японии, изображала она добродушного седоусого старичка Даруму и состаяла из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Первая матрешка появилась в Абрамцеве, недалеко от Москвы в конце прошлого века. И разбежались с тех пор эти веселые куколки по всей России: в Сергиев-Посад, в Поволжье(село Семеново, Полховский Майдан), в Липецк и Воронеж, Киров, в Башкирию.

Родина городецкой росписи по дереву- маленький старинный городок на Волге- Городец. Это самый древний город в теперешней Нижегородской области. Он был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Высокий берег Волги около Городца застроен небольшими высокими домиками. Городец и окрестные деревни издавна славятся резчиками, которые умеют вырезать деревянное кружево, украшать избы, наличники окон, прялки, посуду, игрушки. В середине прошлого века резьба в оформлении прялок сменяется росписью. В росписи использовали три основных краски: желтый фон, а при раскрашивании брали красный и синий. В оформлении донца во второй половине XIX века появляются жанровые сюжеты. Расположение рисунка на плоскости- ярусное. В это же время сложилась характерная форма растительного орнамента с гордецкими купавками, фанатастической раскраски и такими пышными, что кажется, что бутоны вот-вот раскроются. Никогда ни с кем не спутаешь вороного городецеого чудо-коня, изображенного всегда в профиль с поджатой ногой, с высоко выгнутой шеей.
Просмотров: 1608 | Добавил: Тимоха | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Copyright MyCorp © 2024