Древесина - один из материалов, получивших наибольшее применение для
изготовления многих предметов, которые необходимы человеку в его
повседневной жизни. Сегодня, художественная резьба по дереву, роспись по дереву
является одним из самых популярных и востребованных ремесел. Обладая
универсальными качествами, этот материал позволяет делать большие по
размерам сооружения, вроде крестьянского дома или многоглавого храма в
Кижах. Также использовать самые малые его кусочки, корни и бересту для
создания различной бытовой утвари, посуды, игрушек.
Как более ранний вид обработки древесины получила художественная резьба
по дереву, потому что она тесно связана с процессом формирования
конструкции любой вещи, будь то сундук, скамья, люлька для ребенка или
шкатулка. Такие и подобные им предметы не всегда украшены резным
орнаментом, но в самой форме изделия, его пропорциях, силуэте,
проявлялись эстетические свойства вещи. Например, долбленая чаша или
вырезанный из монолитного куска дерева ковш в своей пластике уже
представляли образец скульптурного решения, выполненного средствами
этого вида искусства. Однако в большинстве случаев художественный
предмет из дерева украшен изразцами различного вида. Их виды и приемы
предоставляют мастеру большой выбор средств для украшения утилитарного
предмета.
Геометрическая художественная резьба по дереву выполняется ножом и
содержит в своем узоре простейшую комбинацию линий. В
трехгранно-выемчатой, рисунок уже превращается в заглубленный рельеф.
Скобчатая, или ногтевидная технология осуществляется полукруглыми
стамесками и имеет плавные линии в очертаниях, образующих узор
элементов. Плоскорельефный тип разделяется на несколько видов, когда
производится только подрезка контура (резьба с подушечным фоном) или
выбирается фон, на котором орнамент образует рельеф. Ее разновидностями
являются глухая и ажурная технология. Наиболее сложный вид представляет
скульптурный вид.
Таким образом, в распоряжении мастера имеется широкий диапазон средств:
от простейших линий и форм геометрического орнамента до сложных
тончайших миниатюр с изображением человеческих фигур, архитектуры и
элементов пейзажа, выполненных из твердых пород древесины (самшита,
ореха, бука). Определенные приемы художественная резьба по дереву и
мотивы изображений, тип и характер орнамента со временем стали
отличительными признаками искусства отдельных центров и даже целых
регионов. Например, в русских деревнях европейского Севера типичным было
завершение кровли дома охлупнем - изображением головы коня,
вырубленным топором. Окна сельских и городских домов во многих областях
России до сих пор оформляются узорными наличниками с пропильной,
накладной, объемной технологии.
В уникальных архитектурных памятниках старины сохраняется удивительная
технология иконостасов, дворцовой мебели, ритуальной и светской
скульптуры. Если учесть, что все эти работы выполнялись и выполняются
сейчас простым инструментом (топор, пила, стамески и ножи разных видов),
то становится ясно, что ремесло здесь проявляет себя на уровне подлинно
художественного творчества. Исторически развиваясь, обработка дерева
наряду постепенно стала обогащаться цветом. Подкрашивание резьбы, а
затем и декорирование различных деревянных вещей, привело к формированию
центров народного искусства, в которых роспись по дереву стала главным
направлением их деятельности. Причем, в некоторых областях даже близко
расположенные промыслы нашли существенные отличия в приемах письма,
мотивах декора. В подтверждение этому достаточно вспомнить
хохломскую, Городецкую и полхов-майданскую роспись Нижегородской
области.
Причиной развития искусства росписи по дереву было, прежде всего,
желание мастера обогатить предмет, сделать его красивым, нарядным. Но
одной из причин введения окраски в предметы из дерева была
необходимость облагородить некоторые виды древесины или замаскировать
ее природные дефекты (синева, сучки и т.п.). Разнообразия художественных
решений мастера добиваются, в частности, введением металла (техника
насечки), соединением разных по цвету и текстуре пород древесины
(техника инкрустации), выжиганием рисунка или фона, который подчеркивает
силуэт узора. Художественные промыслы по обработке дерева широко
развиты в России. В богатой лесами стране искусство художественной
резьбы по дереву, украшающей различные предметы быта, приобрело
повсеместно орнаментальный характер. Лишь в нескольких центрах стала
господствующей скульптура.
|