На протяжении столетий не выходит из моды такие произведения искусств, как: живопись пейзаж, живопись натюрморт, портретная живопись.
Они являются истинным украшением любого дома. Даже в наш век
технологических достижений, когда качество фотографий вышло совсем на
другой уровень, этим милым рукотворным творениям все равно уделяется
очень большое внимание. У них совсем другая энергетика, в них вложен
определенный смысл и переданы чувства, испытанные художником во время
работы.
Реалистическая изобразительная грамота заключается в умении правдиво
изображать с натуры формы и краски предметов, объектов или явлений
окружающей действительности. Правдиво изображать натуру - это уметь
конструктивно и перспективно строить предметы, передавать их пропорции,
объем, материальность, пространственное расположение, приводить
рисунок или этюд к цветовой целостности и единству, выявлять
характерные особенности изображаемых предметов и объектов, их
эстетические свойства и красоту. Все эти качества грамотного
реалистического изображения на начальной стадии обучения можно
приобрести при выполнении учебных натюрмортов. Именно живопись
натюрморт является особенно ценным - объектом изображения для
познания основ изобразительной грамоты.
Все красивое привлекает наше внимание. Живопись натюрморта - это и
строгая школа, и творческий эксперимент, где начинающий художник
постигает законы цветовой гармонии. Этот вид искусства называют камерной
музыкой. В нем можно проследить мастерство наложения мазков, оценить
гармонию колорита и пластику форм. В нем легче и быстрее можно усвоить
основные закономерности грамоты - это перспективное и конструктивное
построение, светотеневая и цветовая лепка формы, передача
материальности и пространственного удаления предметов изображения,
тоновая и цветовая целостность, единство и гармония, которые являются
общими для выполнения пейзажа, интерьера, головы и фигуры человека.
Его следует писать в помещении и на открытом воздухе, в тени и на
солнце, при естественном и искусственном освещении. Это даст
возможность решать многообразные живописные учебные и творческие
задачи.
При изображении группы предметов важно организовать композицию живописи
натюрморта. Она складывается из двух аспектов: организации натурной
постановки (подбор и расстановка реальных предметов, их композиционная
слаженность и красота); выбор точки зрения на натуру и ее композиция
на изобразительной плоскости.
Содержание каждой постановки живописи натюрморта должно определяться,
прежде всего, конкретной целью и задачей. Надо хорошо представлять
себе, какие именно теоретические знания и практические навыки следует
усвоить и приобрести в результате выполнения данной натурной
постановки. Кроме наличия конкретной задачи, рисунок должен отвечать и
эстетическим требованиям: его предметы по возможности должны быть
организованы тематически, связаны смысловым содержанием, должны нести в
себе определенную идею. Нелепой будет выглядеть постановка, где собраны
предметы, чуждые по своему функциональному назначению.
Живопись пейзажа - одна из необходимых видов работы в процессе
подготовки художника-педагога, важный раздел программы курса живописи.
Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный
свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Все в
природе естественно, целесообразно, красиво. Воздействие природы
человека, глубокие переживания и мысли, которые
она вызывает, способствовало появлению в изобразительном искусстве этого
жанра.
Живопись пейзаж представляет собой одну из самых эмоциональных областей
изобразительного искусства. Своим эстетическим воздействием данные
произведения, также как живопись натюрморт и портретная живопись
способны духовно обогатить человека. Изображения, передающие характер
родной природы, в котором выражено эмоциональное отношение к ней
художника, является и важным средством воспитания чувства любви к
Родине. Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние
на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога.
Общение с природой является неизменным источником вдохновения и
зарождения творческих замыслов. Но если художник не изучает, а лишь
фантазирует при изображении каких-то явлений - это всегда звучит
фальшиво, производит неприятное впечатление на зрителя. Глубина образа -
результат пристального изучения природы. Живопись пейзаж учит тонко
подмечать и передавать цветовые особенности определенного состояния
природы, создавать полноценный эмоционально-действенный колорит
реалистического изображения.
Условия работы на пленэре отличаются от условий работы в помещении.
Обилие света, создающее сильное освещение, множество разнообразных
рефлексов, большая удаленность объектов живописи пейзажа от
наблюдателя, быстрая смена освещенности, различные состояния погоды и
времен года - все это новые и непривычные для начинающего живописца
условия. Диапазон светлых и ярких красок палитры при значительном
увеличении освещенности бывает недостаточным в сравнении со светлотой и
яркостью красок природы. При работе в условиях мастерской, где
освещение более или менее слабое и постоянное, такого не
наблюдается.
Основные достоинства этюда живописи пейзаж - передача определенного
состояния освещенности природы, влияний воздушной среды и значительного
пространства. Этих качеств художник добивается методом работы цветовыми
отношениями с учетом воздушной перспективы и так называемого общего
тонового и цветового состояния освещенности. Сравнение, сопоставление
предметов и объектов по цвету, светлоте и насыщенности, выявление их
различий в натуре - вот исходные данные для построения цветных отношений
этюда. Писать пейзажный этюд профессионально - значит строить его
цветовые отношения подобно видимой натуре. Это же требование было
основным в живописи натюрморта. С первых упражнений в этюдах, а
необходимо понять важность передачи отношений по светлоте и насыщенности
цвета для правдивого изображения натуры. Цвет, неверно взятый по
светлоте и насыщенности на разных планах мотива, уже не цвет, а просто
краска, которая не передает ни материальности объектов, ни их
пространственного удаления. Степень сильной солнечной освещенности
художник пропорционально переносит на диапазон красок палитры, после
чего зритель воспринимает объекты в этюде уже не по абсолютной их
яркости, а благодаря установленным на этюде цветовым отношениям,
пропорциональным натуре.
Научиться изображать человека является главной задачей обучения рисунку.
Чтобы подойти к решению сложных творческих задач портретной живописи и
жанровой картины, необходимо уметь конструктивно строить живую форму,
выявлять движение и характерные пропорции, связывать детали с целым,
обобщать и приводить изображение к тональному единству и пластической
выразительности. При этом необходимо уловить творческие задачи,
композиций и художественной образности. Прежде всего, необходимо
добиться передачи индивидуального сходства портретируемого, его
возрастных особенностей, признаков профессиональной принадлежности.
Верно подобранные детали обстановки могут помочь характеристике
изображаемого человека. Полноценное решение портретной живописи
предполагает раскрытие в пластической характеристике человека его
душевных качеств, психологии, а также умение в облике конкретной
личности видеть черты, обусловленные социальной и национальной
общностью людей. Хорошая, удачная работа- это всегда строгий,
принципиальный отбор главного и характерного, значительного,
индивидуально-неповторимого. Внимание зрителя должно сосредоточиваться
на голове и лице.
Главное в этом искусстве - это лицо и его выражение. Именно в нем
отражается внутренняя жизнь человека. Очень важно отыскать именно то
выражение, которое наиболее ярко и полно раскрывает сущность человека,
его характер. Поэтому лицо в портретной живописи должно приковывать
основное внимание, а второстепенные детали - дополнять и усиливать
главное.
Очень большое значение для характеристики изображаемого человека имеют
глаза и губы. В их выражении - ключ к разгадке психологического
состояния человека. Немаловажное значение имеют и руки. По ним можно
судить о его профессии, чертах характера, возрасте. Движение головы,
ее поворот, наклон, мимика лица, поза всей фигуры также способствуют
выявлению характера портретируемого. Человек должен быть изображен в
естественном для него состоянии, в характерной позе. Все это является
основой композиционного построения. Понять и раскрыть наиболее
характерное внутреннее состояние человека, его индивидуальные
особенности - важнейшая задача художника. Поза и жест имеют
существенное значение в передаче характера и состояния изображаемого
человека. Все должно быть согласовано с выражением лица. Для выявления
духовного облика человека, его характера, отношения к миру далеко не
безразлично, какие жесты и движения будут переданы в портретной
живописи.
|