Художественная керамика
У жителей нашей страны, а также у гостей и туристов очень ценится художественная керамика.
Изделия из обожженной глины представляют широко распространенный и
очень древний вид народного ремесла. В нем используют легко доступный
природный материал. Различного назначения посуда - кувшины, миски,
тарелки, фляги, горшки, а также игрушки являются наиболее типичными
изделиями народного производства.
Понятие «художественная керамика» включает все разновидности изделий,
выполняемых из глины. В зависимости от основного исходного сырья и
дополнительных компонентов получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор,
имеющие отличия по внешнему виду и по способам декорирования. Терракота
имеет светлый красно-коричневый цвет обожженной глины, которую не
покрывают глазурями. Она легко воспринимает влагу, поэтому применяется
в основном для декоративных изделий.
Майолика имеет естественный цвет обожженной глины и пористый черепок.
Для использования майоликовых изделий в утилитарных целях их
поверхность покрывают глазурями и цветными эмалями, что позволяет
сделать черепок водонепроницаемым. Декорирование майолики обогащается
нанесением ангоба-беложгущейся глины в виде очень тонкого слоя. На его
фоне глазури и цветные эмали приобретают повышенную звучность. Это
недорогой вид художественной керамики.
Фаянс в отличие от майолики имеет более тонкий черепок, преимущественно
белого цвета, а его пористость в значительной степени ликвидируется
прозрачными глазурями. Фарфор представляет собой наиболее совершенный
вид художественной керамики. Белизна, механическая прочность, стойкость к
химическому и температурному воздействию обеспечили широкие
возможности применения в производстве изделий технического назначения,
посуды, скульптуры и других художественных произведений. Каолин, глина,
полевой шпат, кварц - непременные компоненты сырьевой массы - дают в
результате обжига тонкий, прозрачный черепок. Ювелирная проработка
конструктивных и декоративных деталей в сочетании с изысканной росписью
ставит фарфоровые изделия в один ряд с наиболее ценными произведениями
декоративно-прикладного искусства.
Способы изготовления художественной керамики в истории развития этих
изделий претерпели некоторые изменения. Ручная лепка сосудов сохранилась
в некоторых районах нашей страны до сих пор. Но стремление
усовершенствовать труд и добиться идеально собранной формы сосуда
привело к использованию гончарного станка с кругом, на котором
вытягивается из куска сырой глины подчиненный принципу симметрии
предмет. Последующие изменения в гончарном станке касались переходов от
вращения круга рукой к ножному приводу, а затем и к
электромеханическому движению. Принцип его работы сохранился до
настоящего времени.
На современном производстве гончарный станок заметно вытеснен литьем в
гипсовые разъемные формы. Жидкую глиняную массу - шликер - заливают в
форму, влага впитывается гипсом, а на стенках формы как бы
отпечатывается будущий сосуд. Излишки шликера заблаговременно выливают,
оставляя лишь небольшой слой массы. Полученный полуфабрикат проходит
дополнительную подработку: прикрепление ручки и носика, если это чайник;
зачистка швов от литья; декорирование процарапыванием; заглаживание
поверхности - лощение и т.д. Все эти операции выполняют по сырому
черепку. По завершении их изделие подсушивают. Потом художественная
керамика проходит обжиг.
В декорировании этих изделий чаще всего используют роспись. Этот вид
украшения имеет разнообразные приемы. Декорирование ангобами -
тонкорастертой белой или с примесью красителей жидкой глины - связано
как с покрытием поверхности целиком или частично, так и с нанесением
узора на необожженный сосуд пипеткой, рожком или грушей. Ангоб при этом
впитывается в черепок не полностью, сохраняя рельефность орнамента
художественной керамики. В число декорирующих материалов входят
прозрачные (бесцветные и цветные) и непрозрачные глазури. Для народных
гончарных изделий характерно своеобразное применение прозрачных
глазурей в виде частичного покрытия изделия, что создает игру матовой и
блестящей поверхности.
Свободные поливы цветными непрозрачными глазурями - эмалями - издавна
использовались для создания живописных эффектов. Основной цвет черепка
был прикрыт эмалями, в то время как прозрачные бесцветные глазури
подчеркивали естественный цвет глины. Глазурованные изделия с росписью
обжигают, как правило, в два-три приема. Первый, утильный обжиг придает
изделию прочность, обеспечивает твердость черепка. Второй обжиг
проводят как окончательный, закрепляющий роспись и глазурь (при
подглазурной росписи). Если же выполняют надглазурную роспись, то обжиг
делают трижды (утильный, поливной и закрепляющий надглазурные краски).
Подглазурная роспись требует более высокой температуры обжига, поэтому
ее палитра более сдержанна. В надглазурной росписи цветовой спектр шире,
так как температура обжига художественной керамики не превышает 700 °С.
Некоторым особняком в данном искусстве стоят центры, где создают
глиняную игрушку. Ее лепят вручную и расписывают свободно, сочиняя
каждый раз новые варианты. Во многих центрах роспись производится
клеевыми красками и связана с технологией, не требующей обжига
(подсушивание и обжиг полуфабриката не исключены). Лишь в отдельных
промыслах игрушку выполняют параллельно с посудой, по той же технологии
с глазурованием и обжигом Данные виды художественной керамики можно
встретить во многих областях России. В центрах народного искусства,
имеющих глубокие исторические традиции, игрушка сохраняет мотивы и
образы, которые связаны с культовыми обрядами, олицетворяют силы
природы. Поэтому в них повторяются изображения женской фигуры (образ
матери-природы), коня, оленя, птицы. Будучи символами важных для
человека явлений, скульптурные изображения имеют обобщенный
полуфантастический характер.
Оставаясь внешне архаичной и подчас весьма примитивной по форме,
глиняная игрушка претерпевала изменения, отражала новые явления реальной
жизни. Так, в XIX в. в ряде промыслов изготовления игрушки появились
изображения людей - представителей разных социальных слоев общества:
крестьян, горожан, солдат, барынь. В работах современных мастеров
наряду с изображением одинарных символических фигур все чаще встречаются
многофигурные композиции с изображением жанровых сцен. В силу
исторических особенностей центры данного производства у каждого народа
развивались по-своему. На этой основе отрабатывалась и закреплялась
технология изготовления изделий, ставшая частью художественной
традиции, которая характеризует своеобразие искусства художественной
керамики в каждом регионе нашей страны.
|