Древесина — один из материалов, получивших наибольшее применение для изготовления многих предметов, которые необходимы человеку в его повседневной жизни. Обладая универсальными качествами, этот материал позволяет делать большие по размерам сооружения, вроде крестьянского дома или многоглавого храма в Кижах, использовать самые малые его кусочки, корни и бересту для создания различной бытовой утвари, посуды, игрушек.
Как более ранний вид обработки древесины получила резьба, потому что она тесно связана с процессом формирования конструкции любой вещи, будь то сундук, скамья, люлька для ребенка или шкатулка. Такие и подобные им предметы не всегда украшены резным орнаментом, но в самой форме изделия, его пропорциях, силуэте, проявлялись эстетические свойства вещи. Например, долбленая чаша или вырезанный из монолитного куска дерева ковш в своей пластике уже представляли образец скульптурного решения, выполненного средствами резьбы. Однако в большинстве случаев художественный предмет из дерева украшен резьбой. Ее виды и приемы предоставляют мастеру большой выбор средств для украшения утилитарного предмета.
Геометрическая резьба выполняется ножом и содержит в своем узоре простейшую комбинацию линий. В трехгранно-выемчатой резьбе рисунок уже превращается в заглубленный рельеф. Скобчатая, или ногтевидная, резьба осуществляется полукруглыми стамесками и имеет плавные линии в очертаниях, образующих узор элементов. Плоскорельефная резьба разделяется на несколько видов, когда производится только подрезка контура (резьба с подушечным фоном) или выбирается фон, на котором орнамент образует рельеф. Ее разновидностями являются глухая и ажурная резьба. Наиболее сложный вид представляет скульптурная резьба.
Таким образом, в распоряжении мастера имеется широкий диапазон средств: от простейших линий и форм геометрического орнамента до сложных тончайших миниатюр с изображением человеческих фигур, архитектуры и элементов пейзажа, выполненных из твердых пород древесины (самшита, ореха, бука). Определенные приемы резьбы и мотивы изображений, тип и характер орнамента со временем стали отличительными признаками искусства отдельных центров и даже целых регионов. Например, в русских деревнях европейского Севера типичным было завершение кровли дома охлупнем — изображением головы коня, вырубленным топором. В сельском жилище народов Кавказа тонкой плоскорельефной резьбой украшалась верхушка столба-колонны, держащей потолок. Окна сельских и городских домов во многих областях России до сих пор оформляются узорными наличниками с пропильной, накладной, объемной резьбой. В уникальных архитектурных памятниках старины сохраняется удивительная резьба иконостасов, дворцовой мебели, ритуальной и светской скульптуры. Если учесть, что все эти работы выполнялись и выполняются сейчас простым инструментом (топор, пила, стамески и ножи разных видов), то становится ясно, что ремесло здесь проявляет себя на уровне подлинно художественного творчества.
Исторически развиваясь, художественная обработка дерева наряду с резьбой постепенно стала обогащаться цветом. Подкрашивание резьбы, а затем и декорирование различных деревянных вещей росписью привело к формированию центров народного искусства, в которых роспись стала главным направлением их деятельности. Причем, в некоторых областях даже близко расположенные промыслы по росписи дерева нашли существенные отличия в приемах письма, мотивах декора.   В    подтверждение   этому   достаточно вспомнить хохломскую, городецкую и полхов-майданскую роспись Нижегородской области.
Причиной развития искусства росписи было прежде всего желание мастера обогатить предмет, сделать его красивым, нарядным. Но одной из причин введения окраски и росписи в предметы из дерева была необходимость облагородить некоторые виды древесины или замаскировать ее природные дефекты (синева, сучки и т. п.).
Разнообразия художественных решений мастера добиваются, в частности, введением металла (техника насечки), соединением разных по цвету и текстуре пород древесины (техника инкрустации), выжиганием рисунка или фона, который подчеркивает силуэт узора.
Художественные промыслы по обработке дерева широко развиты в Российской Федерации, западных районах Украины, Белоруссии, Литве, Казахстане, Кыргызстане, других республиках.
В богатой лесами России искусство резьбы, украшающей различные предметы быта, приобрело повсеместно орнаментальный характер. Лишь в нескольких центрах стала господствующей скульптура и сюжетная рельефная резьба.
БОГОРОДСКАЯ РЕЗЬБА
Один из наиболее старых по времени возникновения подмосковный промысел резьбы по дереву находится в селе Богородском. Близость к Троице-Сергиевой лавре (нынешний город Загорск) обеспечивала хороший сбыт продукции мастеров. По примеру других промыслов в Богородском на рубеже XVI—XVII вв. стали вырезать из дерева игрушку. В XVIII в. она приобрела достаточно самобытный характер в тематике и манере исполнения. XIX в. дал новые стимулы развитию творчества богородских мастеров. Не без влияния статуэток из фарфора, изображающих горожан, крестьян, игрушка становилась скульптурой, сюжеты и мотивы которой шли от лубка, но трактовались по-своему, с учетом особенностей дерева. На этом этапе развития в богородской игрушке и скульптуре появились многофигурные композиции, а сами изображения фигур стали более динамичными, раскованными в движении. С этим связано и введение в богородскую скульптуру окраски. Правда, раскраску некоторой части изделий выполняли уже ремесленники Сергиева Посада, куда поступала продукция богородских резчиков.
. Для изготовления игрушки и скульптуры издавна применяется древесина липы, ольхи, осины. Она легко обрабатывается и позволяет в скульптурном изображении воспроизводить любые мелкие детали. Однако богородские мастера умело используют «разделку» поверхности. И в игрушке, и в скульптуре форма строится на обобщении, передающем характерные особенности изображаемого человека или животного. Необходимые детали или порезки орнаментального узора выгодно контрастируют с чистыми поверхностями светлого дерева.
Инструмент богородского резчика несложен. Топор, набор полукруглых стамесок и нож, остро отточенный и законченный треугольным срезом, позволяют выполнять все приемы обработки древесины, начиная с заготовки болванки и кончая отделкой, завершающей процесс создания скульптуры.
Для одинарной игрушки или скульптуры типична собранность формы, продиктованная объемом заготовки, получаемой в результате раскалывания полена на четыре части. Таковы фигуры гусаров, барынь и других типажей в скульптуре конца XIX в.
Необычайно широка и разнообразна тематика богородской игрушки и скульптуры. Это образы жителей села, всадники («ездочки»), упряжки, фигурки домашних животных, птиц, зверей. Все они, как правило, изображены занятыми каким-то делом. Особенно интересны своей непредсказуемостью сюжеты с самым популярным героем богородской скульптуры — медведем. Он выполняет один или вместе с человеком какую-нибудь работу (игрушка «Кузнецы», изображающая мужика и медведя, поочередно бьющих по наковальне, стала символом промысла), играет в футбол, улетает в космос и т.д. Подобные сюжеты связаны с оригинальной передачей движения у действующих персонажей. Незамысловатые конструкции с балансом, подвижными планками или скрытой пружинкой обеспечивают игрушке эффект движения, часто утрированного, но точно раскрывающего содержание  сюжета.

ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ
Всемирную известность приобрело родившееся в Заволжье искусство хохломской росписи. Названо оно так по имени старинного торгового села Хохлома, куда свозились на продажу выточенные на токарном станке изделия со специфической росписью: чаши, блюда, поставцы и бочата, удобные для хранения в них муки, соли, крупы и других необходимых в хозяйстве продуктов. Искусство хохломской росписи становится уникальным промыслом благодаря применению при отделке деревянных изделий техники получения золотого цвета без использования драгоценного металла.
Лучшие формы хохломских вещей родственны классическим образцам токарной посуды, известной на Руси еще в ХII- XVII вв. Это – чаши, братины, поставцы, блюда различных размеров и др.
Старинные токарные формы изделий составляют основу современных хохломских изделий. Столярные формы пришли сюда позднее. Поэтому и характер орнаментальной хохломской росписи формировался с расчетом на токарную форму, которая подсказала мастерам и ритмы расположения орнамента, композиционное построение росписи. От местных иконописцев мастера хохломской росписи унаследовали их живописную культуру, мастерство «тонкой кисти», технику «золотой» росписи деревянных изделий. Таким образом, искусство Хохломы формировалось как драгоценный сплав местного традиционного мастерства и живописи Древней Руси.
Технология создания изделий с хохломской росписью в современном ее виде окончательно сложилась в ХIХ в. Вынутые из печи изделия прочны, красивы, легки и не боятся, по выражению хохломских мастеров, «ни жару, ни стужи».
Колорит хохломских изделий – сочетание золота с киноварью и черным цветом. Именно эти три цвета, не изменяясь и не тускнея, выдерживают жар печей. Строгое, классическое сочетание трех основных цветов хохломских изделий мастера умело и тактично дополняют введением коричневого, зеленого, оранжевого, желтого, сохраняя при этом, однако, гармоническую цельность цветовой гаммы.
Для хохломской росписи характерны две разновидности орнамента: «верховая» роспись и роспись «под фон».
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
Украшение деревянных изделий росписью еще в одном центре Нижегородской области — г. Городце — связано с более простой технологией. Это роспись, исполнявшаяся раньше клеевыми красками, а сегодня — чаще масляными, по чистой поверхности дерева или по цветному фону. Декоративный принцип росписи основан на том, что изображение орнамента или фигуры человека, птицы, коня выполняют всегда краской локального цвета. Поэтому изображение имеет хорошо читающийся силуэт на светлом фоне. Декоративный мотив черного, синего, темно-красного или коричневого цветов прорабатывают белыми графическими штрихами. Исполненные кистью с разной шириной мазка штрихи вырисовывают условный объем формы, создают впечатление живописности и помогают связи декора с фоном и взаимосвязи всех элементов композиции между собой.
Известная строгость, симметричность композиций, резкое очертание фигуры коня или птицы восприняты от резьбы по дереву, которая предшествовала росписи. Контурные рисунки на предметах крестьянского быта и особенно инкрустация мореным дубом на донцах прялок положили начало городецкой росписи, которая по-своему интерпретировала приемы резьбы и расширила круг мотивов и сюжетов, применяемых для оформления детской мебели, кухонных наборов, декоративных тарелок, настенных панно.
Изделия небольшого размера или утилитарного назначения (солонка, сундучок для детских игрушек), как правило, расписаны растительными орнаментами, в которых белыми штрихами разделаны цветок розы, листья ветки, оперенье птиц. В декоративных панно сюжет чаще развертывается то в два-три яруса, то в нескольких сценах, то в единой декоративной картине. Здесь условно совмещаются дальние и ближние планы, упрощается перспектива пространства, а люди изображаются в костюмах, сохраняющих черты одежды прошлого столетия. Если действие происходит внутри здания, то интерьер помещений напоминает какую-то старинную архитектуру с причудливыми колоннами, арками, а свободное пространство вокруг людей заполняется различными орнаментальными формами. Все это создает впечатление праздничности, нарядности от контрастов красок и от фантазии, с которой мастера подходят к воспроизведению исторических и литературных сюжетов или жанровых сцен.
РОСПИСИ ПОЛХОВ-МАЙДАНА И КРУТЦА
Характер веселых расписных игрушек имеют деревянные изделия мастеров Полхов-Майдана и Крутца — двух сел Нижегородской области, где почти в каждом доме есть семейная мастерская. Большинство изделий выполняют токарным способом. Среди них многоместные разъемные матрешки, поставки, птички-свистульки, составленные из токарных деталей, коробки-шары, похожие на яблоко. Резьбу применяют для изготовления игрушек в виде одного коня или тройки, запряженных в возок и помещенных на подставку с колесиками.
Все изделия расписывают   яркими    анилиновыми красками, звучность которых повышает черный контур рисунка, выполненного тушью. И рисунок, и роспись — раскраску — выполняют в свободной манере, что создает впечатление простоты и непосредственности, свойственных творчеству детей. Это прослеживается и в выборе цвета, и в подходе к изображению как растительных форм, так и пейзажа. Например, красно-желтые розы и необычные ягоды лилового цвета растут на одной ветке. Картины природы на крышках или боковых сторонах невысоких токарных коробок развертываются как удивительные декорации, в которых на золотистом фоне чистого дерева размещаются домики, деревья с огромными яблоками на ветках, речка и почти обязательная розовая заря.
РОСПИСЬ С ВЫЖИГАНИЕМ
Декорирование изделий в виде росписи с выжиганием получило развитие в работах мастеров г. Загорска на рубеже XIX—XX вв. Оно возникло под влиянием профессиональных художников, которые пытались помочь сохранению и развитию кустарных промыслов.
В украшении столярных шкатулок и коробочек чаще всего использовался пейзаж с изображением Троице-Сергиевой лавры — известного архитектурного ансамбля с древним монастырем и памятниками зодчества XV — XVIII вв. Крепостная стена, колокольни и купола соборов со своими выразительными формами позволяли создать убедительную декоративную роспись — мозаику цветовых пятен окаймленных линией выжженного рисунка.
Небольшие размеры пейзажных картин и некоторая грубоватость техники выжигания определяют условие обобщения рисунка, выявление в изображении архитектуры главных очертаний без ненужной детализации. Также лаконичен и цвет, сопровождающий рисунок. В результате такого подхода к изображению получается декоративное украшение, органично соединенное с изделием и в некоторых решениях поддержанное несложным по рисунку орнаментом на боковых сторонах коробочки.
С развитием промысла тематика шкатулок перешла и на панно, а круг сюжетов расширился за счет изображения   памятников   архитектуры «золотого   кольца» и других городов России. Получил развитие и многоцветный растительный орнамент.

МАТРЕШКА И ТОКАРНЫЕ ИЗДЕЛИЯ С РОСПИСЬЮ
Город Загорск считается родиной русской расписной матрешки – точеной из дерева и оригинально расписанной многоместной куклы, ставшей подлинным русским сувениром. Популярность матрешки у иностранных туристов и любителей путешествий по нашей стране вызвала у мастеров разных областей России желание создать свои варианты столь привлекательной игрушки.
Если загорская классическая матрешка, расписанная гуашевыми красками, довольно спокойна по расцветке, то матрешка г. Семенова (Нижегородская область) представляет собой русскую красавицу, ярко раскрашенную, с обязательным букетом цветов. Матрешка мастеров Полхов-Майдана отличается несколько вытянутыми пропорциями и еще более звонкой росписью. А кировская матрешка, близкая по типу загорской, наряду с росписью украшена узором из соломки.
Создают свои матрешки и народные мастера других регионов России. Их отличия проявляются в пропорциях токарной формы, в росписи, которая ориентирована на демонстрацию особенностей национальной женской одежды, ее характерного цвета и деталей костюма.
Как своеобразное продолжение разновидностей матрешки в творчестве народных мастеров получила распространение токарная игрушка-сувенир, смонтированная из выточенных деталей разных размеров и форм. Соединенные пластично или закрепленные в характерной позе, на подставке и без нее, токарные элементы позволяют создавать одинарные фигурки и групповые композиции, в которых проявляется оригинальное конструктивное решение игрушки-скульптуры, выраженное условным языком декоративно-прикладного искусства. Деликатное использование выжигания, раскраски позволяет уточнить характеристику персонажа сказки или литературного героя, найти точное движение животного или птицы. А остроумие и юмор, проявленные автором в своей работе, делают токарную игрушку интересной как для ребенка, так и для взрослого человека.