Резьба и роспись по деревуНа севере Монголии раскинулись богатые лесные угодья, по площади примерно превышающие территорию вместе взятых Бельгии и Голландии. Неудивительно, что в быту жителей этого края дерево издавна играло большую роль. Его доступность, несложная техника обработки, легкость и прочность деревянных предметов, удобных при кочевом образе жизни – все это сделало дерево незаменимым материалом для производства многих бытовых предметов. Из лиственницы делали мебель, из сосны – деревянные части юрты, из кедра – музыкальные инструменты, из корня березы – чашечки для кумыса. В дело шли и другие породы деревьев – вяз, кизил, можжевельник. Резьбой и росписью по дереву раньше занимались только мужчины, но сейчас среди мастеров встречаются и женщины. Резчики по дереву – сийлбэрч делились на простых мастеров – мужан и мастеров-художников – урчууд. Почти все они владели и техникой росписи по дереву. Мастера росписи также делились на простых маляров – будагч и живописцев – мутарлч. Обычно они обходились самыми простыми инструментами: пилой, долотом, ножами, сверлами и т.п. Роспись, нанесенная на деревянное изделие по трафарету, чаще всего представляет собой сочетание разных орнаментов, имеющих благопожелательный смысл. Символический характер орнамента нередко подчеркивался цветом. Монголы особенно любят желтый, синий и красный цвета; они ассоциируются с энергией и оптимизмом. | | | В монгольских храмах можно часто встретить резные деревянные элементы декора. Монголия. Монголы. Д.Иванов. 2006 | Деревянный домашний алтарь. Монголия. Монголы. 1830-е гг. |
|